В видовую
структуру связной речи в раздел «сюжетных рассказов» входит рассказ по памяти,
т. е. рассказывание о том, что было до настоящего момента. Сюда входят рассказы
из личного опыта.
Вводятся они в средней группе, широко
используются в старшей и в подготовительной.
В среднем возрасте дети рассказывают о
своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях.
Целесообразно коллективное
рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети
видели на экскурсии» - «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем
вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что
нам больше всего понравилось».
В старшем и подготовительном к школе
возрасте вводятся темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом
взрослого. По мере усложнения существуют следующие виды рассказов:
- рассказ на
основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили
цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);
- рассказы на
основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);
- рассказ на
основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);
- рассказ об
отдельном явлении природы («радуга после дождя»);
- рассказ о том,
что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;
- коллективное
составление письма (например, Письмо деду Морозу);
-рассказ об одном времени года («что ты знаешь
об осени?»).
Расскажу, как в этом году обучали детей
старшей группы составлению рассказа из личного опыта. Сначала всё, чем
занимались по осенним темам, воспитатели вместе с детьми оформили в виде
стенда. Получилось нечто, похожее на картинный план для рассказа. На логопедическом занятии тщательно
проработали этот план. Повторили все лексикограмматические упражнения на
пройденные темы, много времени уделили построению предложения. Нашими
ежедневными играми были:
-Игры-упражнения
на воспроизведение содержания одного из фрагмента стенда, закрытого экраном
("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?").
-Упражнения в составлении предложений по данному слову
(словоформе) с учетом содержания рассказа.
- Упражнение на восстановление деформированного
предложения.
- Упражнение на
распространение предложения.
-Подстановка в текст
пропущенных предложений.
-Восстановление
нужной последовательности предложений в рассказе.
Используя картинный план, коллективно составили рассказ. Логопед дал образец рассказа (только
в подготовительной группе не даём образец рассказа).
В результате нашей работы и стараний
детей у нас получился вот такой рассказ.
Рассказ из личного опыта
(старшая группа)
Комментариев нет:
Отправить комментарий