ЗАИКАНИЕ – это речевой дефект, возникающий у детей в
раннем детском возрасте от 2 до 5 лет , и ИМЕННО НА РОДИТЕЛЕЙ ПАДАЕТ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО ПОЯВЛЕНИЕ.
Заикание
– сложное, трудноустранимое речевое нарушение, является в большинстве случаев
очень мучительным для малыша, так как речь его постоянно прерывается
непроизвольными, внезапными паузами, продолжительными остановками
или повторениями отдельных звуков, слогов, а иногда и слов. Это
происходит в результате возникновения судорог в дыхательном, голосовом или
артикуляционном аппарате. Заикание часто травмирует психику ребенка, вызывает у него плаксивость,
раздражительность, лишает нормального сна и аппетита.
ЗАИКАНИЕ
ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ПОТОМ ДОЛГО И ТЯЖЕЛО ЗАНИМАТЬСЯ ЕГО УСТРАНЕНИЕМ.
Одной из самых распространенных причин
возникновения заикания у детей является их чрезмерная речевая перегрузка.
Конечно, родители должны заботиться о речевом развитии ребенка, но при этом
никогда не следует забывать о его возможностях и возрасте. Но, к сожалению,
часто взрослые слишком много читают детям стихов, рассказов и не зная меры,
заставляют ребенка заучивать прочитанное,
выбирая слишком сложное, трудное
для понимания и для произнесения
ребенком.
ВЗРОСЛЫМ
СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, ЧТО ЧРЕЗМЕРНАЯ ПЕРЕГРУЗКА РЕЧИ РЕБЕНКА, ФОРСИРОВАНИЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ
БЕЗ УЧЕТА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ЗАИКАНИЮ.
Нервная система у детей находится еще в
стадии развития, поэтому она очень хрупкая и не выдерживает сильных перегрузок,
и взрослые должны проявлять о ней особую заботу: оберегать от психических и физических травм,
неудержимо бурных проявлений гнева и
радости.
Заикание может вызвать неблагоприятная
обстановка в семье, где он воспитывается. Скандалы и конфликты в семье,
запугивания ребенка, побои, строгие наказания, частые одергивания у нервных
и впечатлительных детей могут привести к
неврозу, а затем и к появлению запинок в речи.
Не менее вредной оказывается и другая
крайность, когда взрослые совсем не занимаются развитием речи малыша в семье,
не читают ему, не просят рассказать прочитанное, не разучивают детских
стихотворений, очень мало разговаривают с ним, не поправляют его, когда он
говорит неверно. В таком случае ребенок начинает заметно отставать от
сверстников в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности
превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и
грамматических средств для выражения собственных мыслей. Поэтому в момент
высказывания у ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки,
которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.
Уже с самого раннего возраста в развитии
речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но
момент подражания, являясь могучим
фактором речевого развития, в то же время несет в себе известные опасности.
Прежде всего необходима неторопливая, плавная и отчетливая речь окружающих.
Постоянная
правильная речь взрослых будет вызывать такую же правильную, неторопливую речь
и у ребенка. Дети должны говорить, достаточно широко открывая рот, не очень
громко, не крикливо, не спеша, вдыхая перед речью. Вредно говорить на вдохе,
захлебываясь и задыхаясь.
Нельзя
допускать ускоренной речи детей. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто
свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы.
Такая речь может привести к заиканию.
Заикание может возникнуть и по подражанию.
Постоянно общаясь со взрослыми или маленькими заикающимися, ребенок начинает и
в собственной речи воспроизводить те же запинки. В дальнейшем такая речь
переходить в стойкую привычку – так появляется заикание. Поэтому нужно исключать продолжительные контакты ребенка с
заикающимися.
Не следует перегружать малышей избыточными
впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К
сожалению, родители, бабушки и дедушки часто водят детей в театр, цирк,
разрешают подолгу смотреть телевизор. Возбужденный, переутомленный ребенок,
перегруженный впечатлениями, не может удержаться от бесконечных вопросов, возбужденных
высказываний. При этом он начинает очень торопливо говорить, глотает
звуки, слоги, слова, запинается, повторяет, перескакивает с одной мысли на
другую. В таких случаях в речи малыша
запинки могут закрепиться. Нужно постоянно помнить о возрастных
особенностях ребенка, о его впечатлительности, о легкой ранимости его нервной
системы.
Иногда заикание возникает в результате
возникшего чувства страха, которое не всегда удается вовремя заметить. Нельзя
оставлять без внимания случаи, когда малыш боится спать один в комнате,
пугается темноты, боится собак, не остается один в помещении. Необходимо
выяснить причину страха и постараться устранить ее: не оставлять ребенка в
полной темноте и одного, не рассказывать страшных и волнующих сказок, осмотреть
квартиру и показать, что ничего страшного и таинственного нет. Ирония и
насмешка, выговоры и наказания еще больше усилят страх и запинки.
Особого внимания требую дети, которые
лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи возникновения заикания в
результате насильственного переучивания левшей.
ЕСЛИ
ЗАИКАНИЕ ВОЗНИКЛО:
-
Не волноваться на глазах у ребенка. Он не должен услышать
слово «заикание».
-
Установить «Режим молчания». Ребенок должен меньше разговаривать.
-
Говорить с малышом неторопливо, спокойным голосом. Показать ребенка
врачу-невропатологу.
-
Не следует открыто запрещать ребенку говорить, нужно предупреждать его
просьбы (Ты решил порисовать? Я дам тебе карандаши и бумагу).Во время «режима
молчания» с ребенком должен находиться один взрослый: самый спокойный и
уравновешенный, тот, кому ребенок доверяет.
-
Месяц нельзя читать сказки и
учить стихи, посещать гостей, цирк и т.п.
-
Занять ребенка интересным для него делом (кубики, мозаика, рисование и
т.п.).
Если
это не принесло желаемых результатов – необходимо показать ребенка логопеду.
Помните: усилия логопеда
не принесут положительного результата, если родители не будут принимать в его
работе самое активное участие, если обстановка в семье будет оставаться
неблагополучной, а режим дня беспорядочным Два-три пропущенных занятия у
логопеда намного ухудшают речь ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий