Звуки
речи образуются в результате движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и
подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с
работой многочисленных мышц, в том числе
жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при
участии органов дыхания.
Артикуляционная гимнастика -
это совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности
движений органов, участвующих в речевом процессе.
Логопед
подбирает упражнения для артикуляционной гимнастики зная, какие движения
свойственны различным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым
органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык
прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в корой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо
следует выделить
кончик языка и боковые края, так как от их работы зависит качество звуков.
Подвижность
губ так же играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (как при звуке "у"),
округляться (как при звуке "о"), обнажать
передние верхние и нижние зубы (как при звуках "с", "з",
"ц", "л" др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках
"ш", "ж"). Наибольшей подвижностью обладает верхняя
губа. Она может смыкаться с нижней губой,
образовывая щель.
Нижняя челюсть
и мягкое небо
могут опускаться и подниматься.
Таким образом,
при произнесении различных
звуков каждый участвующий в речевом процессе
орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за
другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро
менять свое положение.
Добиться четкого произношения звуков, слов,
фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного
аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
При
выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
• Движения проводите неторопливо, ритмично,
четко.
• Чаще сравнивайте
образец (действия взрослого)
с действиями ребенка.
• Выполняя
упражнения для языка, используете ладонь своей руки и руку ребенка,
имитируя движения языка.
Логопеды
нашего ДОУ используют в своей работе социо-игровой подход. Особенности социо-игрового подхода, применяемого в коррекции речевых нарушений, в частности, в артикуляционной гимнастике,
состоит в создании особой психологической обстановки: практический путь коррекции и развития
детей с нарушениями речи лежит в выражении личности в образе самостоятельно
избранного действующего лица.
Мы используем в артикуляционной гимнастике ЛЕГО-конструирование. Из
конструктора дети строят персонажи, участвующие в упражнениях для языка.
Получаются «живые занятия» на которых
участники имеют возможность «проживать» события, интеллектуально и эмоционально
реагировать.
Сегодня логопеды ДОУ
организовали и провели консультацию для воспитателей логопедических групп. Мы
предлагаем делать ЛЕГО-постройки по еженедельным лексическим темам на занятиях
по конструированию или в свободное от занятий время; затем эти постройки задействовать
в артикуляционной гимнастике, при этом целесообразно использовать лого-сказки. Воспитателям были
предложены картотеки лого-сказок для
артикуляционной гимнастики. В
логопедических группах нашего детского сада упражнения для язычка
проводятся 3 раза в день.
Комментариев нет:
Отправить комментарий