14 сентября 2022 г.

В каком возрасте начинать заниматься с логопедом?

    Родители часто спрашивают, в каком возрасте ребёнку начать заниматься с логопедом. Моим ответом станет эта статья.

                                                                 

ЧЕМ РАНЬШЕ – ТЕМ ЛУЧШЕ

(обмен опытом)

          Когда-то считалось, что детям с речевыми нарушениями нужно начинать заниматься с логопедом в 5, а то и в 7 лет. Однако практика и научные исследования доказали: если приступить к коррекции в раннем возрасте, когда ребенку всего 1,5–2 года, можно максимально скомпенсировать имеющиеся нарушения. Продиагностировав малыша, учитель-логопед выстраивает коррекционно-развивающую работу по пяти направлениям. Формирование слухового и зрительного сосредоточения на интересных игрушках - специалист привлекает внимание ребенка к движущимся или статичным игрушкам. Поощряет интерес к звучащим предметам (ребенок поворачивает голову, протягивает руки). Взрослый подносит звучащую игрушку к ребенку с разных сторон: спереди, справа, слева, сзади, а ребенок пытается найти источник звука. Взрослый с помощью двух – четырех игрушек поочередно производит различные звуки (барабан/колокольчик, барабан/колокольчик/бубен) и следит, чтобы ребенок правильно определял, какая игрушка издает конкретный звук. Формирование подражательной способности при выполнении различных двигательных заданий - Педагог сначала показывает, а потом просит ребенка повторять определенные действия («сядь», встань», «похлопай»). Взрослый выполняет определенные манипуляции с игрушкой (сажает за стол, кормит, причесывает), а ребенок повторяет за ним действия, которые только что увидел. - Подражание взрослому, который просит повторить те или иные движения («похлопай», «покажи пальчики – спрячь пальчики», «открой ротик – закрой ротик», «покажи язычок – спрячь язычок», «надуй щечки – сдуй щечки»). Формирование чувства ритма - Обучение ребенка под заданный ритм вместе с педагогом выполнять разные движения. - Выполнение движений в сочетании с фразами, которые ребенок способен произнести: «Та-та-та» – стучит молоточек, «баба-ба» – играем на барабане, «да-да-да» – топаем ногами, «ам-ам-ам» – просим кушать. Формирование умения понимать речь взрослого - Выполнение действий по инструкции («Покажи кошку», «Где кошка?»), понимание прямых действий, совершаемых с предметами («Где Аня спит?», «Где Аня кушает?», «Где Аня играет?»), противоположных действий («дай» – «на», «принеси» – «отнеси», «открой» – «закрой»), непрямых инструкций с опорой на предметы («Чем будешь кушать?», «Где будешь спать?»), противоположных действий, обозначаемых с помощью «не» («хлопай в ладоши – не хлопай в ладоши», «прыгай – не прыгай»). Формирование понимания противоположных по значению глаголов и прилагательных («надевать – снимать», «завязывать – развязывать»; «большой – маленький», «длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий»), предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения («в», «на», «вверху», «внизу», «впереди», «сзади»). - Формирование понимания падежных форм, используемых взрослым: «У кого машинка – у Миши», «У кого конфетка? - у Даши». - Понимание значения уменьшительно-ласкательных суффиксов («Где дом, а где домик? Где собака, а где собачка?»). Формирование и развитие собственной речи ребенка - Умение повторять за взрослым звуки, звукоподражания, слоги, простые слова: (Миша поет: «А-А-А», волк воет: «У-У-У», «Би» – машинка едет, «му» – корова, «ту» – поезд, «мама, тата, папа, няня»). - Работа над формированием фразы: указательное слово и существительное: «Тут мама», «Это дед»; существительное и глагол в повелительном наклонении: «Мама, дай», «Папа, иди». - Расширение фразы до 3 слов: «Мама, дай сок», «Кот, тут сиди». - Использование в самостоятельной речи глаголов 3-го лица единственного числа: «Сидит, бежит, спит». Работа над фразой, состоящей из 2 слов с глаголами в 3-м лице, единственном числе: «Мама спит», «Папа сидит». - Пересказ с помощью взрослого адаптированных сказок, чтение стихов из 2-4 строк. Пройдя данный алгоритм, ребенок начинает в спонтанной речи говорить простыми фразами, может пропевать несложные песенки, проговаривать адаптированные стихи из 2 строк. Фрагмент занятия: Аня, 1,8. ЗРР. Работа над словом «вода». Девочка умеет произносить слоги «ва» и «да». Логопед показывает на воду: «Смотри, вода». Ребенок молчит. Логопед: «Ва». Аня повторяет: «Ва». Логопед: «Да». Девочка произносит: «Да». Полностью слово «вода» Аня сказать не может. Тогда логопед вместе с ребенком произносит слово по слогам, интонационно сливая слоги. Эффективным приемом будет игра «Цветные ладошки», когда ребенок стучит по красной ладошке, изображенной на листе бумаге, и произносит: «Ва», а затем по желтой ладошке и произносит: «Да». В среднем через 2-5 занятий дети запоминают последовательность слогов, серию артикуляционных движений – и пауза между слогами уменьшается, а затем и вовсе исчезает.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий