Родители часто спрашивают, в каком возрасте ребёнку начать заниматься с логопедом. Моим ответом станет эта статья.
ЧЕМ РАНЬШЕ – ТЕМ
ЛУЧШЕ
(обмен опытом)
Когда-то
считалось, что детям с речевыми нарушениями нужно начинать заниматься с
логопедом в 5, а то и в 7 лет. Однако практика и научные исследования доказали:
если приступить к коррекции в раннем возрасте, когда ребенку всего 1,5–2 года,
можно максимально скомпенсировать имеющиеся нарушения. Продиагностировав
малыша, учитель-логопед выстраивает коррекционно-развивающую работу по пяти
направлениям. Формирование слухового и зрительного сосредоточения на интересных
игрушках - специалист привлекает внимание ребенка к движущимся или статичным
игрушкам. Поощряет интерес к звучащим предметам (ребенок поворачивает голову,
протягивает руки). Взрослый подносит звучащую игрушку к ребенку с разных
сторон: спереди, справа, слева, сзади, а ребенок пытается найти источник звука.
Взрослый с помощью двух – четырех игрушек поочередно производит различные звуки
(барабан/колокольчик, барабан/колокольчик/бубен) и следит, чтобы ребенок
правильно определял, какая игрушка издает конкретный звук. Формирование
подражательной способности при выполнении различных двигательных заданий -
Педагог сначала показывает, а потом просит ребенка повторять определенные
действия («сядь», встань», «похлопай»). Взрослый выполняет определенные манипуляции
с игрушкой (сажает за стол, кормит, причесывает), а ребенок повторяет за ним
действия, которые только что увидел. - Подражание взрослому, который просит
повторить те или иные движения («похлопай», «покажи пальчики – спрячь
пальчики», «открой ротик – закрой ротик», «покажи язычок – спрячь язычок»,
«надуй щечки – сдуй щечки»). Формирование чувства ритма - Обучение ребенка под
заданный ритм вместе с педагогом выполнять разные движения. - Выполнение
движений в сочетании с фразами, которые ребенок способен произнести: «Та-та-та»
– стучит молоточек, «баба-ба» – играем на барабане, «да-да-да» – топаем ногами,
«ам-ам-ам» – просим кушать. Формирование умения понимать речь взрослого -
Выполнение действий по инструкции («Покажи кошку», «Где кошка?»), понимание прямых
действий, совершаемых с предметами («Где Аня спит?», «Где Аня кушает?», «Где
Аня играет?»), противоположных действий («дай» – «на», «принеси» – «отнеси»,
«открой» – «закрой»), непрямых инструкций с опорой на предметы («Чем будешь
кушать?», «Где будешь спать?»), противоположных действий, обозначаемых с
помощью «не» («хлопай в ладоши – не хлопай в ладоши», «прыгай – не прыгай»).
Формирование понимания противоположных по значению глаголов и прилагательных
(«надевать – снимать», «завязывать – развязывать»; «большой – маленький»,
«длинный – короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий»), предлогов и
наречий, выражающих пространственные отношения («в», «на», «вверху», «внизу»,
«впереди», «сзади»). - Формирование понимания падежных форм, используемых
взрослым: «У кого машинка – у Миши», «У кого конфетка? - у Даши». - Понимание
значения уменьшительно-ласкательных суффиксов («Где дом, а где домик? Где
собака, а где собачка?»). Формирование и развитие собственной речи ребенка -
Умение повторять за взрослым звуки, звукоподражания, слоги, простые слова:
(Миша поет: «А-А-А», волк воет: «У-У-У», «Би» – машинка едет, «му» – корова,
«ту» – поезд, «мама, тата, папа, няня»). - Работа над формированием фразы:
указательное слово и существительное: «Тут мама», «Это дед»; существительное и
глагол в повелительном наклонении: «Мама, дай», «Папа, иди». - Расширение фразы
до 3 слов: «Мама, дай сок», «Кот, тут сиди». - Использование в самостоятельной
речи глаголов 3-го лица единственного числа: «Сидит, бежит, спит». Работа над
фразой, состоящей из 2 слов с глаголами в 3-м лице, единственном числе: «Мама
спит», «Папа сидит». - Пересказ с помощью взрослого адаптированных сказок,
чтение стихов из 2-4 строк. Пройдя данный алгоритм, ребенок начинает в
спонтанной речи говорить простыми фразами, может пропевать несложные песенки,
проговаривать адаптированные стихи из 2 строк. Фрагмент занятия: Аня, 1,8. ЗРР.
Работа над словом «вода». Девочка умеет произносить слоги «ва» и «да». Логопед
показывает на воду: «Смотри, вода». Ребенок молчит. Логопед: «Ва». Аня
повторяет: «Ва». Логопед: «Да». Девочка произносит: «Да». Полностью слово
«вода» Аня сказать не может. Тогда логопед вместе с ребенком произносит слово
по слогам, интонационно сливая слоги. Эффективным приемом будет игра «Цветные
ладошки», когда ребенок стучит по красной ладошке, изображенной на листе
бумаге, и произносит: «Ва», а затем по желтой ладошке и произносит: «Да». В
среднем через 2-5 занятий дети запоминают последовательность слогов, серию
артикуляционных движений – и пауза между слогами уменьшается, а затем и вовсе
исчезает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий