Артикуляционным аппаратом называют систему органов, участвующих в воспроизведении речи (вместе с дыхательным и голосообразующим аппаратами); из них активными органами артикуляционного аппарата являются ЯЗЫК, ГУБЫ, МЯГКОЕ НЁБО, НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ, пассивными органами артикуляционного аппарата являются ТВЁРДОЕ НЁБО, ЗУБЫ, ВЕРХНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ.
Для нормального функционирования пассивных органов артикуляционного аппарата имеет значение их правильное анатомическое строение. А для активных – помимо этого важны: достаточная подвижность, сила, точность, а также координированная работа всех артикуляционных органов.
Двигательная функция активных органов артикуляционного аппарата называется артикуляционной моторикой. Требования, предъявляемые к артикуляционной моторике аналогичны требованиям и для крупной, и для мелкой моторики.
Пассивные органы арт. аппарата: твёрдое нёбо, зубы, верхняя челюсть. Для нормального звукопроизношения имеет значениелишь правильное анатомическое строение этих органов. При отклонении от анатомической нормы нарушается звукопроизношение. При диагностике логопед отмечает состояние зубов: крупные, мелкие, редкие, нарушение зубного ряда: отсутствие зуба, скученность зубов при неправильном их росте. Всё это может привести к дефектам произношения. Твёрдое нёбо часто неправильной формы: 1) готическая форма; из-за долгого сосания соски в раннем детстве, 2)высокое, 3)низкое, 4) при ринолалии наличие расщелины нёба. Верхняя челюсть в норме слегка перекрывает нижнюю. Если верхняя челюсть значительно выдвигается вперёд, это нарушение прикуса называется «прогнатия».
Рассмотрим строение и речедвигательную функцию каждого активного органа артикуляционного аппарата.
Самым подвижным органом артикуляционного аппарата является язык. Он состоит из корня (основания, которым язык прикрепляется к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, с которого начинается передняя часть языка, и боковые края передней и средней части языка, т. к. от их работы зависит качество звуков.
Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть спинки языка, кончик его. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках С,З,Ц,Сь,Зь,Ть,Дь,Нь), подниматься за верхние зубы (при звуках Т,Д,Н), прижиматься к альвеолам (Л,Ль), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуках Р,Рь).
Передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам и образует с ними щель (при звуках С,З,Сь,Зь); поднимается к нёбу вместе с кончиком языка и образует щель с твёрдым нёбом (при звуках Ш,Ж,Щ).
В артикуляционную гимнастику входят упражнения, в ходе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: опущен за нижние зубы—«Почистим зубки», поднят к верхним альвеолам – «Маляр», «Грибок», «Гармошка». После того, как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения языка на другое – «Качели».
Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твёрдому нёбу (при звуке «И» и мягких согласных). Для отработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «Киска сердится».
Задняя часть спинки языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках К,Г,Кь,Гь) или же образовывать щель с нёбом (Х,Хь). Для отработки этих движений служат упражнения «Пароход гудит» (Ы-Ы-Ы...), «Прятки».
Боковые края языка могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуках Л,Ль); могут прижиматься к внутренней поверхности зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при всех остальных согласных звуках).
При произнесении некоторых звуков язык может быть: а)широким, распластанным; для отработки этого положения служат упражнения «Наказать непослушный язычок», «вкусное варенье» б)узким; сужению языка способствуют упражнения «Часики», «Достань леденец» (узкий язык вытягивается, пытаясь дотянуться до леденца; следим, чтобы губы были неподвижными).
Под языком – уздечка или подъязычная связка. Для правильного звукопроизношения она должна быть нормальной длины.
Мы рассмотрели язык в норме. У детей с речевыми нарушениями (прежде всего, с дизартрией, дислалией) наблюдаются особенности в строении и в функционировании языка. У детей с реч. нарушениями язык может быть излишне толстым, массивным или узким, или маленьким, или раздвоенным. Уздечка может быть укороченной или короткой, что затрудняет верхний подъём языка. Иногда требуется подрезание уздечки.
При дизартрии тонус язычной мускулатуры нарушается: может быть спастичность, паретичность, дистония (то напряжённый, то расслабленный). Нарушение инервации (при дизартрии) вызывает тремор языка, гиперкинез (излишние движения), девиацию (отклонение в сторону), синкенизии (мелкие сопутствующие движения), синергии (крупные сопутствующие движения).
При речевых патологиях объём артикуляционных движений языка:
--строго ограничен объём (почти неподвижен язык),
--неполный объём,
--неточные движения,
--снижение амплитуды артикуляционных движений (т. е. движение незаконченное),
--истощаемость движения,
--движение противоположно заданному.
Дети с дизартрией не могут удерживать артикуляционную позу (например, язык не поднимается вверх или не опускается вниз), не способны к переключаемости артикуляционной позы, с одной на другую. Язык не выводится из полости рта или произвольно высовывается изо рта. Верхний подъём у большинства дизартриков затруднён, боковые отведения в какую-либо из сторон невозможен из-за спастико-паретической формы тонуса языка. Вследствие слабости мышц средней части спинки языка –палатализация (смягчение согласных). Парез вызывает неспособность щёлкать языком, облизывать губы (круговые движения языка).
В образовании звуков также играет роль подвижность губ. При нормальной (ненарушенной) иннервации круглой мышцы губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке «У»), могут округляться (при звуке «О»), могут двигаться вверх-вниз по горизонтали, обнажая верхние и нижние зубы (при звуках «Л», «И», «С» и др.), могут выдвигаться вперёд «рупором» (при звуках «Ш», «Ж»...).
Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках П, Пь, Б, Бь, М, Мь), образовывать щель, приближаясь к верхним резцам (при звуках В, Вь, Ф, Фь). Выработке подвижности губ способствуют упражнения «Дудочка», «Бублик», «Спрячем зубы».
У детей с речевыми нарушениями губы могут быть излишне толстыми или излишне тонкими, может быть наличие расщелины или послеоперационных рубцов. При дизартрии нарушается мышечный тонус губ: гипотония (вялые), гипертония (напряжённые), дистония, девиация губы. Из-за нарушения иннервации круглой мышцы губы не растягиваются в широкую улыбку, не собираются в дудочку, верхняя губа не обнажает верхние зубы, нижняя – нижние зубы. Губы малоподвижны, непослушны, из-за чего нарушаются произношение многих звуков и внятность речи.
Отмечу, что у дизартриков часто лицо гипомимично или амимично вследствие нарушения тонуса мимических мышц. Часто такие дети не могут нахмурить лоб, поднять брови, надуть щёки и пр. Заметна сглаженность носогубных складок, оральные синкенезии (сопутствующие движения), гиперкинезы мышц лица: подёргивания, навязчивые движения бровей, век. Асимметрия лица из-за разного тонуса мышц правой и левой половины. Девиация (отклонение в сторону) щеки, челюсти.
Рассмотрим нижнюю челюсть. В норме она может опускаться и подниматься, при этом меняется объём полости рта, что особенно важно при образовании гласных. Упражнение «Кормление птенцов». Бывают следующие нарушения прикуса: 1)передний открытый (щель между верхними и нижними резцами в положении закрытого рта),
2)боковой открытый (щель между верхними и нижними зубами сбоку) из-за чего получается хлюпающее звучание, 3)прогения (выступает вперёд нижняя челюсть), 4) прогнотия (верхняя челюсть значительно перекрывает нижнюю). Нижняя челюсть может отклоняться в сторону. Логопед обращает внимание на двигательную способность нижней челюсти: умение открывать рот, умение держать рот закрытым.
Мягкое нёбо в норме может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки (М,Мь,Н,Нь). Все остальные звуки –ротовые.
Развитию подвижности мягкого нёба способствует упражнение «Ветер срывает листок»: покашлять при открытом рте на листок, подвешенный на ниточке. Самое тяжёлое нарушение анатомического строения и функционирования мягкого нёба наблюдается при врождённой аномалии --расщелине нёба (бывает расщелина и твёрдого и мягкого нёба). Это ринолалия. При дизартрии, когда парез нарушает функцию мягкого нёба, из-за малоподвижности мышц мяг. нёба заметна назализация (гнусавость). Отклонения в анатомическом строении мягкого нёба следующие: длинное, короткое нёбо; увуль (т.е. маленький язычок на мягком нёбе) необычной длины: короткий или длинный; отклонение увуля в сторону. Необходимо развивать подвижность мышц нёбной занавески (это мягкое нёбо с увулем).
Итак, при образовании различных звуков каждый орган артикуляционного аппарата занимает определённое положение, каждый активный орган выполняет определённую двигательную функцию. Правильное произношение различных звуков, как изолированно, так и в речевом потоке, обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов арт. аппарата. Точность, сила и дифференцированность (обособленность) движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются целенаправленно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий