Принято считать, что
до того момента, пока ребенку не исполнится 5 лет, имеющиеся проблемы с его
речью не должны пугать родителей. Представители старшего поколения успокаивают
молодых родителей, мол придет время, и малыш обязательно «выговорится». Действительно,
иногда речевые дефекты исчезают у детей дошкольного возраста сами по себе. Но,
чаще всего, ребенок продолжает говорить неправильно, ему с трудом даются многие
звуки; время идет, но его речь не улучшается. В этом случае родителям придется
показать ребенка логопеду и быть готовыми к тому, что для коррекции речи
потребуется какое-то время.
Почему ребенок говорит
неправильно?
Человеческая речь
состоит из слов, а слова из речевых звуков. Звуки воспроизводятся при помощи
голосовых связок и особенного положения языка. При этом для произношения
различных звуков язык занимает определенное место. Даже при небольшом
отклонении языка в сторону звук получается неправильным.
Причины такого
дефекта могут быть самыми разными, поэтому нельзя с точностью утверждать, что
двум разным детям логопед порекомендует абсолютно одинаковые упражнения для
коррекции речевого дефекта. При формировании речи у ребенка его язык учится
находить правильное положение, соответствующее определенному звуку. Язык может
быть слишком подвижным или наоборот вялым, при этому движения языка могут
оставаться несовершенными, поэтому в детской речи происходит замена большого
количества звуков на более удобные для произношения. Так, звук «ш» часто
заменяется на «с», «л» на «в», «з» на «ж» и так далее. Наиболее трудным для
произношения у большинства детей является звук «р».
Ребенок подрастает,
его язык становится более подвижен и гибок. На слух у него лучше получается
различать звуки и язык чаще занимает правильное положение. Речь ребенка становится
чистой. Нередки случаи, когда язык остается слишком вялым или наоборот
подвижным, но уже выработан автоматизм движений, неправильность положения языка
закрепляется. В этой связи уже вне зависимости от возраста дети продолжают
допускать ошибки в звукопроизношениях.
Причины недостаточной
подвижности языка могут быть связаны со следующими негативными
факторами:
1)врожденные аномалии
языка и неба; приобретенные в результате травм расщелины между зубами и дефекты
губ; нарушение прикуса; подъязычная уздечка слишком коротка. В идеале у
взрослого человека подъязычная уздечка составляет в длину около 1,5
сантиметров, при регулярных артикуляционных упражнениях ее возможно растянуть.
2)также, на развитие
речи ребенка оказывают влияние негативные факторы, такие как осложненный ход
беременности, родовые травмы, болезни крохи в раннем возрасте, инфекции,
стрессы и
3)генетический фактор
(если, например, имели место случаи с нарушением речи в семье).
4)иногда нарушение
развития центров головного мозга, отвечающих за речь, сказывается на
замедленном формировании звуков у ребенка. Он может начать говорить в более
позднем возрасте, и речь его, как правило, формируется неправильно, она невнятная
и нечеткая.
Отставание в
речевом развитии влияет на успеваемость детей в школе, на их способности к
чтению и письму, поскольку имеется связь между произношением звуков и их
графическим изображением. В дальнейшем может страдать общение со сверстниками, у
малыша появятся психологические комплексы.

Комментариев нет:
Отправить комментарий