Родители могут
самостоятельно участвовать в построении правильной речи у ребенка. Необходимо
приучать его из звуков складывать простые слова, сравнивать правильное и
неправильное произношение, поддерживать его интерес к буквам и звукам. Ребенку
нужно объяснять и напоминать, что говорить нужно четко и громко. Не нужно забывать,
что чем обширнее словарный запас у окружающих ребенка людей, тем активнее у
него развивается речь. Но во всем нужна мера, слишком ускорять процесс не
следует, нагружая ребенка занятиями.
Недопустимо кричать
на малыша, обвинять его в неправильном произношении звуков. Это может
спровоцировать обратный эффект, ребенок замкнется в себе, и найти контакт с ним
будет труднее.
Логопеды и психологи,
а также педагоги дошкольных заведений рекомендует устанавливать
продолжительность развивающих занятий с ребенком в возрасте 4-5 лет около 30
минут, и логопедических занятий около 15-20 минут. Более длительные занятия по
развитию речи утомят кроху, а длительная артикуляционная гимнастика тяжела для
выполнения ребенком такого возраста.
Методы развития связной речи
Связная речь – это
высказывание, несущее определенный смысл. Речь должна быть понятной и логичной.
На формирование связной речи немаловажную роль оказывает влияние окружающей
среды. Развивается мышление и постепенно улучшается речь ребенка. У детей
дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых.
С ранних лет ребенок
начинает понимать слова и их значения, но происходит это не сразу. К концу
первого года жизни ребенок в состоянии сложить фразу из двух слов, несколько
позднее из трех и более слов. Чем длиннее фраза, тем сложнее она для детского
восприятия. К пяти годам дети уже способны пересказывать несложные рассказы,
рассказывать сказки и строить предложения по 5-8 слов.
Речь ребенка в
дошкольном возрасте ситуативная, содержит помимо слов мимику, жесты. В
дальнейшем речь становится более связной, развитой и правильной. Переход к
связному изложению проявляется в рассказах о каком-либо ярком событии,
произошедшем в жизни ребенка. Развитие речи зависит от характера общения с
окружающими.
Выделяют основные
методы развития связной речи: разговор или беседа с детьми среднего и старшего
дошкольного возраста. В беседе важно задавать вопросы проблемного характера
«Как?», «Почему?», «Зачем?». Развитие монологической речи детей: творческий
рассказ ребенка о себе или о каком-нибудь произошедшем с ним событии, пересказ
ребенком услышанного текста (это могут быть рассказы о прошедшем дне в саду, в
гостях, о прогулке с друзьями и прочее), сравнительное описание предметов,
картин.
В рассказ ребенка
необходимо добавлять прилагательные, вводить в речь детали и части предметов,
задавать вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы нужно задавать четко,
разборчиво. Родители и педагоги могут предложить ребенку примерный план ответа.
Вопрос необходимо строить таким образом, чтобы он был понят малышом с первого
раза. В процессе беседы необходимо постараться вызвать интерес ребенка,
пробудить в нем активность и желание отвечать на вопросы. Важным будет умение
расположить ребёнка к себе.

Комментариев нет:
Отправить комментарий