17 ноября 2018 г.

Связная речь у дошкольника



Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают:
1.нехватка речевых средств: словарный запас небогат, в речи нет образных слов и выражений, мало прилагательных, слова однозначны (от чего язык невыразителен), грамматические ошибки в словообразовании, словоизменении, множество синтаксических ошибок .
2.недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями: это неумение проявляется, особенно,  в работе по серии картин (они не могут выявить причинно-следственные связи между событиями ), 
3.узкое восприятие действительности: при составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображенные предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени,
4.трудности планирования монолога.
Ситуация усугубляется негативным влиянием зрительной наглядности, динамической и статической, избытка иллюстрации в книгах, видеоматериалов, компьютерных игр. Уменьшается время и количество общения и рассказывания. Повсеместно констатируется спад культурного общения, в том числе потери интереса к чтению, что ведет к значительному снижению качества связной речи детей, а, между тем, связная речь определяет готовность ребенка к школе.
       Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.
     Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом, грамматическим строем, а также практическое их применение, воспитание звуковой культуры, включающей звукопроизношение и просодическую сторону речи. Для достижения связности речи, необходимо подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи слов в предложении и предложений в рассказе, необходимо также умело использовать интонацию.
         В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности: Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.     По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить не только об уровне его речевого развития, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

                                           
       
                             

Комментариев нет:

Отправить комментарий